В декабре в «ОДК-Авиадвигатель» прошла внеочередная аттестация выпускников Передовой инженерной школы «Высшая школа авиационного двигателестроения» (ПИШ ВШАД) ПНИПУ. Аттестационная комиссия под председательством первого заместителя управляющего директора-генерального конструктора, начальника ОКБ Т.Н. Хайрулина определила уровень квалификации молодых специалистов и присвоила им инженерную категорию.
В 2024 году в «ОДК-Авиадвигатель» впервые приняты шесть выпускников магистратуры ПИШ ВШАД ПНИПУ. В течение предыдущих двух лет студенты параллельно с обучением в университете работали в подразделениях КБ и опытного завода, получая практические навыки в процессе подготовки своих выпускных квалификационных работ. Темы дипломов актуальны для предприятия.
После завершения учебы в ПИШ ВШАД и трудоустройства в КБ четыре магистра были рекомендованы своими наставниками к аттестации для присвоения инженерной категории. По итогам аттестации инженеру-конструктору отдела мотогондол Максиму Мартюшову, инженеру-конструктору-расчетчику отдела расчетно-экспериментальных работ по выходным устройствам и мотогондолам авиационных и наземных ГТД Юрию Фофанову, инженеру-технологу отдела внедрения новых разработок отделения главного технолога Михаилу Ладыгину присвоена 3 инженерная категория. Инженеру отдела расчетно-экспериментальных работ и проектирования САУ Нафису Рангулову присвоена 2 инженерная категория.
Обычный выпускник университета получает свою первую категорию, отработав на предприятии год. А выпускники ПИШ аттестовались уже через 3-4 месяца с начала работы в КБ. Этот, казалось бы, небольшой скачок мотивирует молодых специалистов к дальнейшему продвижению по карьерной лестнице. Тем более, что сразу можно получить и вторую категорию.
М. Мартюшов: «Если сравнивать ВШАД с обычной магистратурой, там больше теории, больше занимаются наукой. А мы сразу оказались на предприятии, увидели иной подход, прикладной, а не теоретический. Мы решали задачи, актуальные для КБ».
Выпускные работы ребята защищали в формате «Технология как диплом». Это значит, что силами своего небольшого коллектива они самостоятельно выполнили комплексную задачу: разработали конструкцию створки реверсивного устройства, разработали конструкторскую документацию, подобрали материалы, согласовали все документы в соответствии с требованиями «ОДК-Авиадвигатель» – т.е. реализовали полное управление конфигурацией узла. Затем проконтролировали изготовление створки в НОЦ «Авиационные композитные технологии» ПНИПУ, испытали, выявили и исправили ошибки, изготовили вторую партию и презентовали ее.
Ю. Фофанов: «Нам рассказывали о технологиях, о конструировании, показывали расчеты. И каждый из этих моментов мы отработали на створке РУ. Т.е. в отличие от других магистратур только ПИШ ВШАД дала возможность не просто получить знания, чтоб потом их забыть, а в действительности применить их на практике».
В течение двух лет магистры ВШАД были трудоустроены в «ОДК-Авиадвигатель» и работали по три дня в неделю под руководством наставников. Наставниками ребят, прошедших аттестацию, были начальник отделения выходных устройств и мотогондол Михаил Гринев и начальник отдела расчетно-экспериментальных работ и проектирования САУ Игорь Грибков.
Ю. Фофанов: «Нашим наставникам пришлось серьезно погрузиться в учебную деятельность, стать педагогами для нас. Мы очень довольны тем, как с нами работали все специалисты отделов: помогли быстрей влиться в коллектив. Теперь мы понимаем, как работают конструкторские отделы и другие подразделения КБ и опытного завода».
В планах у выпускников ПИШ ВШАД работа на предприятии и учеба в аспирантуре. После защиты кандидатской диссертации, ребята намерены остаться в КБ, ведь предприятие наукоемкое, выполняет большой объем научно-исследовательских и опытных конструкторских работ – высокоинтеллектуальные специалисты здесь нужны всегда.
А что думает о первых результатах проекта ПИШ ВШАД руководство компании? Первый заместитель управляющего директора-генерального конструктора, начальник ОКБ Тахир Хайрулин сказал:
«Мы вложили много сил, времени и средств для того, чтобы вырастить первых магистров. Эти ребята более мотивированы и практико-ориентированы. Они вообще не нуждаются в адаптации к коллективу, к инженерной работе, к производству – они знают все. И мы надеемся, что это позволит молодым специалистам быстрей расти во всех отношениях, добиваться лучших результатов в работе. А это значит, что и «ОДК-Авиадвигатель» будет быстрей и качественней решать свои глобальные задачи».
Сотрудничество индустриального партнера НПК «Пермские моторы» и ПИШ ВШАД при поддержке Пермского реготделения Союза машиностроителей России продолжается. Уже сверстаны планы очередного набора в магистратуру, идет корректировка программ и учебных планов, формулируются новые темы выпускных работ, планируется закупка оборудования для усиления материально-технической базы ПИШ. Пермские двигателестроителями ставят перед собой амбициозные цели, и передовая инженерная школа станет одним из действенных инструментов их достижения.