16 Февраль 2023
Российский проект среднемагистрального самолёта МС-21 раздражает США с момента своего появления. Как выяснилось из обсуждений к нашим статьям, многие читатели не в курсе, что за последние 5 лет против МС-21 было введено сразу 3 пакета санкций. Разберём подробнее как США стремились загубить перспективный российский проект в угоду своему давно устаревшему Боингу 737.
Пакет №1. Композитное крыло (2018-2020)
Лёгкое и прочное композитное крыло большого удлинения, повышающее аэродинамическое качество самолёта, является одним из конкурентных преимуществ МС-21. Его конкуренты, разработанные в 60-х (Б-737) и 80-х (А-320) годах прошлого века, имеют металлическое крыло.
Предпосылки для санкций. В мае 2018 года взлетел второй лётный экземпляр МС-21. Сообщения об успешном продвижении сертификации двигателя ПД-14 (сертификат получен в конце 2018 года) и статических испытаний планера МС-21 в ЦАГИ.
Проблема. В сентябре 2018 года были введены санкции против производителя крыла МС-21- ульяновского "Аэрокомпозита". Были запрещены поставки смолы из Бельгии (Solvay) и углеволокна из Японии (Toray). Эти же компании являются поставщиками второго уровня для Боинга.
Решение. В январе 2019 года появилась первая информация о подключении "Росатома" к разработке российских композитов на замену импортным материалам.
Результат. Уже летом 2021 года на авиасалоне МАКС-2021 дочка Росатома компания ЮМАТЕКС сообщила об отгрузке в Ульяновск 5 комплектов композитных материалов для серийных самолётов МС-21. Комплект для опытного крыла был отправлен "Аэрокомпозиту" ещё в 2020 году. В том же году материалы прошли полный цикл испытаний. На сегодня ЮМАТЕКС является крупнейшим поставщиком композитов в России и входит в мировой Топ 10.
Итог. Проблема успешно решена. Задержка проекта примерно на 2 года. С 2018 года началась проработка программ по импортозамещению зарубежных комплектующих для МС-21 и Суперджета.
Пакет №2. Иркут и его поставщики (2020-2022)
В 2020 году стало ясно, что первый пакет санкций не оправдал "оказанного ему высокого доверия". Он лишь задержал, но не смог остановить проект МС-21. Поэтому США решили продолжить давление на наш авиапром.
Предпосылки для санкций. Сертификация МС-21 ускоряется. В испытаниях участвуют уже 5 лётных экземпляров. В декабре 2020 года впервые взлетел МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14.
Проблема. В декабре 2020 года США вводят экспортные ограничения на продукцию "двойного назначения" в Китай, Россию и Венесуэлу. Под санкции попадает практически весь российский авиапром - Ростех и его холдинги ОАК и ОДК, Иркут, Туполев, ВСМПО-Ависма и ещё 40 компаний. Весьма показательно, что Иркут упоминается в санкционном списке аж 3 раза (!!!), а ОАК - дважды (!!). Становится ясно, что импорт авиакомпонентов для МС-21 может быть остановлен в любой момент.
Решение. Интенсификация программ по импортозамещению для всех российских авиапроектов (МС-21, Суперджет, Ил-114-300, ЛМС-901 "Байкал", вертолёты). Курируют авиапром лично премьер Мишустин и его заместитель Белоусов. В Правительстве регулярно проходят совещания по вопросам развития авиапромышленности. 2 раза в год Правительство докладывает об успехах и проблемах авиации Президенту.
Результат. На авиасалоне МАКС-2021 импортозамещение становится одной из ключевых тем. Озвучены примерные сроки реализации программ: 2023 год - Суперджет, 2024 год для МС-21, 2025 год для "Байкала".
Итог. Запущена комплексная программа для решения проблемы. Российский авиапром продолжает стабильно работать, но пришло понимание, что западные "партнёры" нам вовсе не партнёры. Задержка проекта МС-21 ещё на 2 года.
Пакет №3. Всё и сразу (2022-2024)
До начала 2022 года США постепенно вводили санкции против МС-21 по всем правилам ведения торговой войны - создавай новую проблему по мере решения предыдущей. Но после начала СВО у Запада случилась истерика, и они в спешке решили вывалить все санкции сразу. И это была их стратегическая ошибка! Больше шантажировать и пугать Россию нечем!!!
Кстати, скорость введения санкций и их количество красноречиво свидетельствуют о том, что санкции готовились заблаговременно. США нужен был только повод для их объявления.
Предпосылки для санкций. В ноябре 2021 года МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 посетил авиасалон в Дубае (ОАЭ). МС-21-300 сертифицирован в декабре 2021 года, показав при этом отличный суточный налёт. Взлетел первый серийный МС-21 с крылом из российских композитов. Авиакомпания "Россия" готовится к началу эксплуатации самолёта.
Проблема. Начиная с весны 2022 года США и послушно следующие за ними страны "коллективного запада" ввели тысячи различных ограничений на любые виды сотрудничества с Россией. По задумке запада введённые санкции должны были полностью остановить российские авиакомпании и аэропорты, а также парализовать производство и ремонт авиационной техники. Однако, ничего страшного не произошло. Ничего не остановилось, в том числе благодаря правильным выводам и решениям, принятым после первых двух санкционных пакетов.
Решение. В июне 2022 года Правительством России утверждена новая комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. Одной из главных целей программы заявлено "обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли Российской Федерации". Этим документом официально оформлены принятые в предыдущие годы решения о полном переходе на российские комплектующие во всех авиационных проектах. Вопрос кооперации с западом окончательно закрыт.
Результат. Проект МС-21 по-прежнему продвигается вопреки любым санкциям. Очевидно, что версия МС-21-300 с американскими двигателями более не актуальна. Версия МС-21-310 с российскими двигателями, сертифицированная в декабре 2022 года, тоже. В серию теперь пойдёт только полностью русифицированная версия МС-21-310 РУС. Лётные и стендовые испытания российских систем продолжаются. Подробная информация, скорее всего, будет озвучена в ходе авиасалона МАКС-2023.
Итог. Несмотря на суммарную задержку примерно на 5 лет, проект МС-21 жив. Самолёт теперь полностью избавлен от любых "западных капризов". Российский авиапром постепенно набирает обороты, модернизирует производства и обеспечен гарантированными заказами на ближайшие 15-20 лет. Процесс активного вытеснения зарубежных самолётов с российского рынка начался.